Спас раждается, Владыка приходит, Егоже звезда
показует, волсви тщатся Его в яслех видети: да благословит
тварь вся Господа и превозносит во вся веки»
(тропарь 8-й песни канона на утрене в Неделю святых отец)
Преосвященные архипастыри!
Досточтимые пастыри и диаконы! Боголюбивые иноки и инокини!
Дорогие братья и сестры!
Более двух тысячелетий христиане празднуют величайшее событие земной истории – Рождество Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия! Своим явлением в мир Господь исполнил предвечный совет Святой Троицы о рождении Спасителя и положил начало новой эры – эры любви и милосердия. С пришествием Христа для каждого из нас вечное спасение становится не только ожидаемым, но и возможным. Отныне, по мысли преподобного Симеона Нового Богослова, мы усыновляемся Богу Отцу и становимся братьями Христа. Великой тайне Боговоплощения послужила Пресвятая Богородица. Церковь молится Ей: «Как нам называть Тебя, о Благодатная: Небом? – ибо Ты осияла нас Солнцем правды. Раем? – ибо Ты произрастила Цветок нетления, Девой? – ибо Ты осталась нетронутой, Чистой Матерью? – ибо в Твоих святых объятиях Ты держала Сына – Бога всех».
Практически все народы древнего мира ко времени рождения Христа являлись идолопоклонниками. Исказив в себе образ Божий, они, по слову апостола Павла, «осуетились в умствованиях своих… называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1, 21–23). Пребывая в этом горделивом состоянии, человечество отвергло Мессию, Который «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Он страдает с первых минут жизни, так как рождается в холодной пещере для скота, ибо жители Вифлеема не дали приют Деве Марии.
Какова же основная цель Рождества Христова? Согласно учению Церкви, она состоит в том, чтобы человека, созданного по образу и подобию Божию, но отступившего от Господа, вновь привести к Небесному Отцу ценой искупительной жертвы Сына Божия и указать ему путь в Горний Иерусалим. Этот спасительный путь проходит через осознание творением своего грехопадения, через искреннее покаяние, пост и молитву, низводящие в сердце благодать Святого Духа. Обретя ее, мы снова становимся чадами Божиими (Ин. 1, 12) и причастниками таинственной жизни в Святой Церкви, которая есть тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).
Чудом Рождества Господь показал Свою безграничную любовь к людям, просветил светом Евангелия всех «сидящих во тьме и тени смертной» (Лк. 1, 79). «Сын Божий по превосходящей любви к Своему созданию снизшел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом», – учит святитель Ириней Лионский. Господь разрушил греховную преграду, разделявшую Небо и землю, видимый мир и невидимый. Об этом свидетельствует явление ангелов, возвестивших пастухам о рождении Христа и воспевших дивную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). «Все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах… Сегодня Вифлеем уподобился небу, вместо звезд приняв поющих ангелов, а вместо солнца неизъяснимо вместив Солнце правды», – благовествует святитель Василий Великий. Святитель Григорий Богослов прямо называет Боговоплощение «вторым творением», через которое человек получает «обожение» – первозданное состояние, предназначенное ему в раю.
В эти святые дни Богомладенец стучится в каждую душу. Распахнем Ему двери нашего сердца, и тогда Рождество отобразится в нем и произойдет таинственная встреча со Христом. Мы призваны соучаствовать в Троическом плане спасения человека. Для этого необходимо ответить нашей любовью на Божественную любовь, в корне изменить свою жизнь и стать не только слушателями евангельского учения, но и его деятельными исполнителями, всемерно возрастать в спасительных христианских добродетелях. Именно такой образ жизни соответствует идеалу Христа. «Мы должны возблагодарить Призвавшаго нас и показать себя достойными Того, Кто приемлет нас в братство и усыновление», – призывает святитель Амфилохий Иконийский. В современных треволнениях чрезвычайно важно всецело довериться Богу – Источнику «щедрот и… всякого утешения» и вручить Ему нашу жизнь, ибо, по мысли преподобного Силуана Афонского, «предавшийся в волю Божию живет в покое, довольный своей судьбой, хотя бы он был болен, или беден, или гоним. Он покоен потому, что с ним благодать Святого Духа».
Дорогие архипастыри, пастыри, диаконы, иноки и инокини, братья и сестры, молитвенно поздравляю вас с Рождеством Спасителя! Очистим себя от всего, что мешает нашей желанной встрече со Христом в праздник Его неизреченного Рождества. Всем существом устремимся к яслям Богомладенца и принесем Ему веру, надежду и любовь! Пусть свет Божественного разума «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9) и помогает нам сохранять православные традиции и культуру. Будем следовать Божественной мудрости и тогда сможем принимать верные и справедливые решения в личной и общественной жизни. Благодать Божия да пребывает всегда с нами, укрепляет на пути спасения, преображает, возвышает, просвещает нас, подает духовные и физические силы преодолевать все трудности и сообщает радость о Христе, родившемся днесь в Вифлееме!
ФЕОДОСИЙ, МИТРОПОЛИТ ТАМБОВСКИЙ И РАССКАЗОВСКИЙ
Рождество Христово
2024/2025 г.
г. Тамбов